?

Log in

No account? Create an account

[icon] Там, за углом, продаются решетки стальные; Их покупал для дворца своего шлемоблещущий Гектор
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:YBlogSearch. GBlogSearch. Консоль. Стили. ТэгоШпаргалка. УправлениеМетками. Статистика.

Tags:,
Security:
Subject:Вынос из каментов: о причинах распространения конспирологических теорий
Time:13:16
Мотивационная основа конспирологических теорий, по-моему - это желание ощущать себя компетентным в областях, которые воспринимаются как наиболее важные для жизни, т.е., в т.ч.: ощущать, что понимаешь как устроены твоя психика, её взаимодействие с окружающим обществом и само это общество - чего от него ожидать, как избежать нежелательных последствий взаимодействия; ощущать, что понимаешь как устроено твоё тело, его взаимодействие со средой, сама эта среда, её основные опасности и как их избежать. Иными словами - это желание контролировать свою жизнь, а не болтаться в ней, ничего не понимая и ни на что не умея повлиять.

Почему это часто ведет к конспирологии.

Во-первых, массовое образование приводит к тому, что каждый человек получает представление об огромном массиве знаний на вышеописанные темы, и понимает что не способен их усвоить в той мере, чтобы действительно что-то понимать в степени, позволяющей контролировать ситуацию. Школьные знания едва позволяют смутно ориентироваться и понимать меру сложности задач. Чтобы хотя бы в какой-то области начать хотя бы частично контролировать ситуацию - нужны ещё годы тяжелой учебы, и при этом придётся пожертвовать способностью разобраться в других столь же важных для контроля над событиями областях. В итоге образование _уменьшает_ степень уверенности человека: он видит, что вообще люди владеют чудовищным массивом знаний, дающим колоссальное могущество, но ему самому, обычному человеку, остается только смириться со своей беспомощностью.

Смириться со всем вышеописанным вообще не всяком человеку просто, но далее накладывается второй фактор: рост накопленных человечеством знаний приводит к эффекту "отдаления" наказания за ошибки. Раньше если человек систематически делал глупости, то он с большой вероятностью быстро получал в лучшем случае крайне болезненные, а часто и просто смертельные последствия. Сейчас такое происходит куда реже: дикие поля граблей подрасчищены, техногенные - тщательно ограждены, грубой ошибкой всё чаще навредишь не себе, а кому-то другому (из-за роста взаимозависимости в связи с сложностью технологической среды, длиной связей в ней), и к тому же при любом серьезном несчастье человека пытаются выручить. В итоге в массах просто быстро падает склонность отвечать за точность своих знаний. Проще и комфортней не задумываться о сложных явлениях, подобрать им легко укладывающиеся в голове (пусть и совершенно ошибочные) объяснения, проштемпелевать и более не парить себе этим мозги, не ощущать мучительной неуверенности, чувства некомпетентности (перед безликой массой ученых и технологов), неспособности контролировать свою жизнь.

Однако знания окружающих никуда при этом не деваются! Значит человек, постоянно сталкивающийся с теми или иными фрагментами достоверных знаний, должен как-то объяснять себе и окружающим почему он их отбрасывает, почему у него другое мнение. Для этого существует несколько шаблонов. Исторически первой подобной (возникшей для схожих целей "защиты" от многочисленных чужих представлений о должном) была, видимо, догматическая религиозная система: альтернативные мнения объявляются ложью потустороннего Врага и запечатываются высшей правдой потустороннего Блага. Но не всех растят в такой системе взглядов, а чтобы перейти в такое мировоззрение уже сознательно - нужно изрядно поднапрячься. Для современного горожанина проще и комфортней придумать не столь радикальное решение, дающее почти такой же уровень бездумного комфорта - и это именно конспирология. "Неудобные" знания - это ложь посюсторонних, но хитроумных и безнравственных всемирных заговорщиков. Объявляя их таковыми - можно поставить себя выше всей этой зауми, оправдать нежелание годами методично углублять свои знания и всё равно оставаться ничего не понимающим узким специалистом. Это очень простое и при том вполне комфортное решение, не грозящее при этом в современном обществе никакими быстро-фатальными ошибками (продолжительность жизни у конспиролухов, поставлю 10:1, на несколько лет ниже чем у специалистов, при прочих равных, но это уже недостаточно заметный стимул).

Вот оно и цветет и пахнет.
комментарии: Откомментировать Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry


gorrah
Link:(Link)
Time:2017-03-30 10:38
//Школьные знания едва позволяют смутно ориентироваться и понимать меру сложности задач.

К сожалению, школьные (и даже нередко ВУЗовские) знания в наших реалиях позволяют скорей первое. А второе - изредка. То-то и оно, что только смутно ориентироваться. Плюс иногда более-менее прилично понимать свою область, что, в сочетании с перым пунктом, дает ложное впечатление, будто ее методологический аппарат можно без проблем применить к любой другой. В общем, произрастающие из советских образовательных традиций попытки растить людей компетентных во всем, приводят к появлению на выходе персонажей, во всем некомпетентных. Как правило, конечно, заведения бывают всякие, преподаватели и учащиеся - тоже.
(Ответить) (Thread)


sergeyr
Link:(Link)
Time:2017-03-30 10:55
Но советская система не была уникальной - это была в общем-то та же гимназическая система, как и в дореволюционной России, и в Германии, и вообще много где. И мне кажется, что до определенного уровня / этапа эффекта роста вот этих характерных когнитивных "затычек" эта система не порождала.
(Ответить) (Parent) (Thread)


gorrah
Link:(Link)
Time:2017-03-30 13:25
Да, но это вопрос уровня реализации и освоения программы. Российская гимназическая система не была общеобразовательной, где ученика всеми правдами и неправдами тянули до последнего класса. Да и немецкая вряд ли. Плюс еще есть в мировой литературе о Вимннм-Пухе такой персонаж, как Сова, который в оригинале - подросток-ботаник, жертва закрытой школы. :)
(Ответить) (Parent) (Thread)


sergeyr
Link:(Link)
Time:2017-03-30 13:29
В российской - тянули еще как. Это же сословная школа была, по сути. Другое дело что дисциплинарные кары применять не стеснялись.

А недотягивание по знаниям в этой школе из-за того, что двоешника не выгоняют и при этом не мотивируют палками - это просто делает из этой системы американскую, т.е. такую, в которой ученик просто доживает до совершеннолетия без накопления сколько-нибудь серьезных знаний, но хотя бы под частичным контролем взрослых. Опять же, при чём тут тогда советская система?
(Ответить) (Parent) (Thread)


sergeyr
Link:(Link)
Time:2017-03-30 13:30
Закрытые школы были очень разные. Британские классические, большую часть своей истории - это просто ужас, никаких ботаников они не плодили.
(Ответить) (Parent) (Thread)


makas89
Link:(Link)
Time:2017-03-31 15:22
|рост накопленных человечеством знаний приводит к эффекту "отдаления" наказания за ошибки|
Значит беспомощность уменьшается, разве нет? Нужно просто понять, что именно следует знать/уметь в окружающем тебя обществе, чтобы успешно защищаться от угроз и овладеть этим весьма ограниченным набором требований.
(Ответить) (Thread)


sergeyr
Link:(Link)
Time:2017-03-31 15:31
_Индивидуальная_ беспомощность уменьшается.
Групповая - не факт, по-моему увеличивается.
(Ответить) (Parent) (Thread)


makas89
Link:(Link)
Time:2017-03-31 16:03
Не понял, что значит групповая беспомощность? Вы же писали об отдельно взятом человеке, а не о группах, разве нет?
(Ответить) (Parent) (Thread)


sergeyr
Link:(Link)
Time:2017-03-31 16:06
Я писал о социальном процессе. В нём индивидуумы взаимодействуют. Невозможно рассматривать индивида в отрыве от группы или группы в отрыве от составляющих их индивидов.
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread)


37greshnik
Link:(Link)
Time:2017-04-02 10:24
"продолжительность жизни у конспиролухов, поставлю 10:1, на несколько лет ниже чем у специалистов, при прочих равных, но это уже недостаточно заметный стимул"

Почему?
В смысле, почему ниже.
(Ответить) (Thread)


sergeyr
Link:(Link)
Time:2017-04-02 14:10
Убирайтесь из моего блога.
(Ответить) (Parent) (Thread)


koatliaxl
Link:(Link)
Time:2017-04-02 20:18
Это многое объясняет, но не все случаи вписываются хорошо в это предположение. Например - плоскоземельники, которые отрицают инерцию, галилеевскую инвариантность и центробежною силу. И также те, которые испытывают особую неприязнь к таким "неэлегантным" математическим понятиям как иррациональные числа, и отрицают их связь с реальным миром (ярчайший пример - digatic в 1 и 2). В чем основа их мотивации? Ведь многие из них, не все прям такие идиоты, что не могут осилить такие элементарные вещи. (Хотя, может и реально они все такие идиоты, яркое тому подтверждение - неспособность асилить, что эффект, который называют центробежной силой, может быть реальным при фиктивности этой силы.)
(Ответить) (Thread)


sergeyr
Link:(Link)
Time:2017-04-03 09:22
Это примеры не настолько хорошо оформленные. Не все люди остро чувствуют, как та или иная информация вцепляется им в задницу. Религиозные фанатики и конспиролухи - чувствуют и задницу тщательно прикрывают, тем и интересны. А многие настолько хорошо умеют выборочно закрывать глаза на факты, что им не нужна эта "круговая защита", они и так себя психологически комфортно чувствуют.
(Ответить) (Parent) (Thread)


koatliaxl
Subject:Возвращаясь к теме
Link:(Link)
Time:2017-09-07 19:46
Пример исключения.
Недавно один плоскоземельник и конспиролух, говоря на тему лунного затмения, отмечал что общепринятое (научное) объяснение этого эффекта простое и элегантное. Значит некоторые из них понимают то, что они отказываются от простого и научного объяснения, в пользу антинаучного, конспирологичного и трудно объяснимого (или вообще необъяснимого в принципе), таким образом уменьшая свое понимание окружающего мира. Тогда как это согласуется с твоим предположением?
(Ответить) (Parent) (Thread)


sergeyr
Subject:Re: Возвращаясь к теме
Link:(Link)
Time:2017-09-07 19:58
Людское поведение очень разнообразно, исключения можно подобраться к любому правилу. Это не будет опровержением правила, это будет лишь напоминанием о том, что это правило не без исключений.
(Ответить) (Parent) (Thread)

[icon] Там, за углом, продаются решетки стальные; Их покупал для дворца своего шлемоблещущий Гектор
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:YBlogSearch. GBlogSearch. Консоль. Стили. ТэгоШпаргалка. УправлениеМетками. Статистика.