Cepгe[й]р (sergeyr) wrote,
Cepгe[й]р
sergeyr

Category:

Ответы на задачки по Хонорверсу. Задача №6.

Все импеллерные корабли и аппараты в Хонорверсе имеют двустороннюю симметрию, по-видимому диктуемую свойствами импеллерных узлов. Импеллеры также не позволяют использовать крупные подвижные элементы конструкции. Укажите компоновку импеллерного корабля, которая тем не менее позволяет использовать одновременно и в одном направлении большую часть ракетного или большую часть лучевого вооружения, не используя никаких технологий сверх существовавших уже к первому бою за Василиск. Укажите, какие недостатки имеет такая компоновка и в какой период она могла бы быть принята.


Для нас привычно, что двусторонняя симметрия разделяет объект на симметричные правую и левую части (для корабля - правый и левый борта), однако привычный вариант - не единственный. Симметрию можно установить также между носом и кормой (в традиционном дизайне и так почти есть) и, что для нас более важно, между _крышей и днищем_. Традиционный дизайн пошел по пути специализации крыши и днища, но оставил симметричными - неспециализированными - борта. Можно сделать наоборот. А чтобы сделать вид кораблей более _привычным и эстетичным_ (наше восприятие просто не любит объекты с выраженной асимметрией относительно вертикали) - перекатим всю конструкцию на 90 градусов. Полосы клина у нас теперь - не верхняя и нижняя, а правая и левая. Симметричные, всё как полагается. Вооружения и броня - переместились с бортом на крышу и днище. Нос и корма остались без изменений. Теперь мы можем спокойно размещать, скажем, большую часть ракетного вооружения на крыше, а большую часть энергетического - наоборот, на днище.

Первый недостаток в том, что такая компоновка менее плотна, хуже использует пространство корабля. Энергетическое вооружение занимает небольшую площадь по борту, но требует большого пространства в прочном корпусе (где находятся наиболее взрывоопасные компоненты - реакторы и накопительные кольца). Ракетное вооружение (в традиционном дизайне), напротив, нетребовательно к внутреннему пространству (традиционные импеллерные ракеты не детонируют, поэтому ракетные погреба можно размещать вне прочного корпуса), но более требовательно к площади по борту (стартовые ускорители довольно толстые). Т.о., размещая их вперемешку - особенно в мантикорском стиле, в шахматном порядке - можно добиться наиболее плотной компоновки вооружения на единицу площади корабля. При специализации по направлениям мы потеряем эту плотность - на ракетном направлении нас ограничит дефицит площади, а на энергетическом - дефицит мощности реакторов и накопителей. С другой стороны, этот недостаток можно рассматривать в определенных обстоятельствах и как достоинство, поэтому мы экономим тем самым наиболее дорогие компоненты корабля (вооружение и соответствующие системы наведения) восполняя прорехи одной из наиболее дешевых (броней).

Почему я написал "в определенных обстоятельствах"? Потому что всё время действия в цикле, на которые настроено восприятие читателя - это всего лишь 20 лет, пришедшиеся на резкую смену парадигмы. Эта смена началась с первого массового боевого использования лазерных боеголовок - на учениях в начале первого тома флот всё еще явно полагается скорее на контактные боеголовки, хотя отправляющийся в пикет крейсер вооружается уже по большей части лазерными. Затем - подвески и подноуты, МДР, "Замочная скважина", ЛАКи с веерным пуском ракет, затем полноценный всеракурсный пуск и, наконец, сверхсветовое управление огнем. И за всё это время успело полностью смениться только _одно_ поколение кораблей. Корабли явно с самого начала не успевают за совершенствованием вооружения.

И вот тут выползает второй недостаток специализации вооружения по направлениям. Вспоминаем когда и для каких вооружений разрабатывались корабли традиционной схемы. Лазерных боеголовок либо вообще еще не было, либо они были новым, непроверенным вооружением с неясной реальной эффективностью против серьезного противника. А в чём особенность контактных ядерных боеголовок? В том, что они на самом деле не контактные - они с дистанционным подрывом, ибо иначе вообще попасть малореально. Контактируют они обычно с _гравистеной_, а затем (если пенетратор пробил гравистену) взрываются, поражая _весь_ обращенный к себе борт фронтом релятивистской плазмы (обычно не на субсветовой скорости, но всё же на релятивистской). Площадь поражения огромна, однако глубина - небольшая. Полностью потерянными оказываются крупные сенсоры (слишком велики чтобы отремонтировать на ходу, и слишком уязвимы чтобы уцелеть), но эти сенсоры имеют значение только если корабль один, а в эскадренном бою - если хоть у кого-то сохранились, то и хорошо. Мелкие сенсоры (работающие на системы наведения) можно отремонтировать, заменив выжженные узлы. Возможно часть вооружения будет уничтожена, если в момент взрыва бронекрышки установок как раз были открыты для залпа. Часть, опять же, может быть удастся отремонтировать, заменив узлы. Остальное от _плазмы_ всё же прикрыто броней. Т.о., от такого удачного попадания страдает весь борт, но большую часть огневой мощи по пострадавшему борту _можно_ будет в течение боя еще вернуть в строй, только на это нужно время. Противник в это время, однако, будет продолжать огонь. Нужно иметь возможность как минимум вести противоракетный огонь, иначе быстро добьют. Внутренние узлы корабля не пострадали - реакторы дают энергию, суперкомпьютеры действуют, ракетные магазины еще не истощились, и нужно всё это использовать, иначе это выброшенные на ветер ресурсы. Т.е. второй борт с таким же вооружением при таком вооружении просто напрашивается. Получил плюху в один борт - перекатился на другой, а первый тем временем ремонтируется. Если прижгут второй - может быть уже и первым можно будет повернуться и продолжать, если ракеты еще есть. И так пока не выявится сторона-победитель.

И вот только с началом Хевенитской войны окончательно подтверждается, что лазерные боеголовки против серьезного противника эффективны. Второй борт отчасти теряет свою роль резерва, потому что лазерные импульсы сконцентрированы и наносят больше смертельных поражений. Меньше возможностей для ремонта, чаще страдает уже даже не борт, а внутренние компоненты, работающие на оба борта. Больше вероятность критического урона, от которого корабль вообще может быть мгновенно уничтожен или выведен из строя. В таких условиях есть смысл сделать ставку на _один_ борт, но... война уже идет, корабли строятся крупными сериями. Положение неустойчиво - победит тот, у кого первого появится существенное преимущество, а переводить верфи на новый тип кораблей - означает замедлить поток, и, следовательно, на какой-то период _дать_ противнику преимущество. Сохраняется возможность, что противник разработает новую, более эффективную версию контактных боеголовок, и окажется что количественное преимущество противнику дали, а качественное он скомпенсировал этими новыми-старыми ракетами. (Эти все страдания отчасти переданы нервными вспышками Александера.) В общем, Альянс решился на такую смену типов кораблей только ради _настолько_ явного преимущества, что это заведомо оправдывало риск - и то, возможно, лишь потому что хевениты своё численное превосходство профукали и надолго засели в оборону. Ну и хевениты перешли на подноуты ровно по той же причине, да и то лишь потому что смогли по сенсорным данным и трофеям понять как мантикорцы сделали подвески и МДР, а Высокий Хребет имел глупость дать им время на перевооружение.

А дальше, прежде чем стороны успели засесть за новые проекты крейсеров и эсминцев под лазерные боеголовки - специализация бортов просто потеряла смысл, потому что ракеты допилили до возможности всеракурсного запуска, и теперь оба борта должны быть задействованы в любом случае. Новые проекты крейсеров и эсминцев - это уже всеракурсные "Саганами", "Ники" и "Роланды", а хевениты просто продолжают строить "Марсы" и прочие модернизации довоенных крейсеров и эсминцев, ибо у команды Форейкер руки не дошли - они занимались кораблями стены и ЛАКами с носителями, а крейсерские и лёгкие силы для хевенитов не играют большой роли. Вот так вот и получилось, что отказ от побортной симметрии _был_ выгодной возможностью, но слишком недолго и не в тот момент, когда у кого-то из описанных сторон могла появиться возможность этим плотно заняться.


Итак, ответ:
Компоновка - проворачиваем корабль на 90 градусов вокруг продольной оси (сугубо для удобства восприятия) и смещаем ракетное вооружение на крышу, а энергетическое - на днище.
Недостатки - меньшая суммарная плотность вооружений и отсутствие резервного борта с полноценным ракетным вооружением.
Могла быть принята в период от распространения лазерных боеголовок до появления ракет, пригодных для всеракурсного пуска.
Tags: война, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments