Cepгe[й]р (sergeyr) wrote,
Cepгe[й]р
sergeyr

Categories:

Часть третья. Борьба за воздух.

Превосходство в воздухе - весьма немаловажная, мягко говоря, штука для маневренной войны, каковой была Вторая мировая.
И в этом вопросе недооценка роли снабжения бьёт все рекорды.
Очень кратенько потопчемся.

1. Истребительный парк
Обыкновенно наблюдается "ощущение", что поставки союзников обеспечили лишь малую и худшую часть истребительного парка СССР, да и то с опозданием.
Это не совсем верно.
Снова же, по формальным показателям - и количественно, и качественно советские истребители превосходили ленд-лизовские. Но это на бумаге. На деле сквернейшее качество производства снижало ТТХ даже новейших советских истребителей (кои составляли далеко не весь, мягко говоря, советский истребительный парк) до того, что никакого превосходства над ленд-лизовскими (включая несколько устарелые) они не имели, а значительная часть советских самолётов вообще не могла втупать в бой из-за производственных дефектов, отправлялась в тыловые округа и так и отстаивалась там из-за невозможности ремонта (по официальным данным таких в ПВО было не менее 1/3, но реально, очевидно, много больше; см. выше аналогичную историю с танками).
Корректно вычислить долю ленд-лизовских машин в потерях, нанесенных люфтваффе на Восточном фронте, практически невозможно. "На бумаге" ленд-лиз до 43г обеспечивал примерно 1/6 от числа истребителей современных типов. С учётом брака доля ленд-лизовских машин в боеспособном авиапарке увеличивалась где-то (очень приблизительно) до 1/3. Результативность ленд-лизовских машин в сравнении с советскими оценить просто невозможно - нет репрезентативных данных.

2. Обеспечение работы истребительного парка
Поставки по ленд-лизу играли в обеспечении огромную роль - высококачественный авиабензин и присадки для него, аллюминий и другое ценное сырьё, метиз, радиоаппаратура - без всего этого производство и эксплуатация истребителей в СССР имели бы весьма тусклый вид.
Количественно оценить роль этих поставок невозможно.
Ограничусь тем замечанием, что без союзнических поставок просто _невозможно_ было обеспечивать истребители _необходимым_ для них высококачественным авиационным бензином. Советская промышленность производить такой бензин (без ленд-лизовских поставок) не могла вообще: поставляемый союзнический имел октановые числа выше 95, поставляемые ими же присадки позволяли повышать октановое число и для отечественного бензина, а самостоятельно СССР на начало войны себя даже 78-м бензином обеспечить мог не более чем на 4% (прописью - четыре процента от потребности в этой марке!), что уж говорить о 95-м и выше. И, как я уже ранее говорил, в мирное время можно летать как в голову взбредет, однако когда идёт борьба за превосходство в воздухе - летаешь либо плохо, либо долго, но никак не и то и другое вместе. Без хорошего бензина авиамоторы хорошо летать не дадут.

3. Поддержка с земли
Половина радиолокаторов и большая часть радиостанций были поставлены союзниками, и сверх того: хорошая доля уже советского производства в этой сфере была заисима от ленд-лизовских же поставок (сырья, метизов, оборудования), а часть самих советских изделий - это копии всё тех же ленд-лизовских образцов.
Без хороших радаров и радиостанций управление действиями истребителей практически невозможно. Без управления же борьбу за превосходство в воздухе вести нереально - вылеты истребителей превращаются в пустое* пережигание бензина и расход ресурса авиамоторов (а этого ресурса у советских истребителей - всего-то от 10 до 100 часов).
С зенитным огнём ситуация не столь удручающая, но и здесь нельзя сбросить со счета, что около 25% зениток поставили союзники, причём это были отнюдь не убогие пародии на зенитки, как печально известные советские 21-К. Кроме того, в этой теме тоже остренько стоит вопрос целеуказания и управления огнем (радары, оптика и звукометрическое оборудование, средства связи, для крупнокалиберных зениток ещё и баллистические вычислители - со всем этим в СССР были большие проблемы).

(*) В воспоминаниях вполне обычны описания того, как истребители делают десятки боевых вылетов без единого контакта с противником. Это как раз типовый результат слабого управления.

Т.о., даже и те потери люфтваффе, которые СССР наносил на своём фронте (а это суммарно примерно столько же, сколько нанесли союзники) - не менее чем наполовину обеспечивались за счёт поставок по ленд-лизу.

Отдельно стоило бы подсчитать влияние союзнических бомбардировок на производство в интересах люфтваффе, но это совсем сложная тема.
Tags: война, историческое
Subscribe

  • (no subject)

    Отвечая на вопросы жаждущих, в частности и забывших меня при этом разбанить: Да, я живой, но этот жж можно считать журналом памяти - той личности…

  • (no subject)

    Расхваленная "Задача трех тел", извините, на мой взгляд - полторы хромые идеи, окончательно и бесповоротно загубленные исполнением типа "ну это же…

  • (no subject)

    (Мифологическое пояснение: Хугин и Мунин - в скандинавской мифологии вороны бога Одина, имена переводятся как "мысль" и "память".) Утро. Сырой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments